
Неожиданное трио — зеленый чай, грецкие орехи и крошечное водное растение под названием Манкай — может помочь сохранить мозг молодым, как предполагает новое исследование.
В ходе 18-месячного рандомизированного исследования с участием почти 300 взрослых, "зеленая" средиземноморская диета с упором на растительную пищу была связана с более низким уровнем Галэктина-9 — белка крови, ассоциированного с маркерами ускоренного старения мозга на МРТ, согласно исследованию, опубликованному в журнале Clinical Nutrition.
Исследователи из Гарвардского университета, Университета Бен-Гуриона в Израиле и Лейпцигского университета в Германии изучили белки крови и сравнили их с МРТ-сканами, которые оценивали "возраст мозга" участников.
Те, кто придерживался "зеленой" средиземноморской диеты, богатой растениями и с низким содержанием красного и переработанного мяса, показали наибольшее снижение уровня Галэктина-9, белка, связанного с ускоренным старением мозга, — и МРТ-сканы указали на более "молодой" мозг по сравнению с их реальным возрастом.
"Снижение уровня Галэктина-9 может означать подавление воспалительных процессов, которые способствуют снижению когнитивных функций, потере памяти и нейродегенеративным заболеваниям, таким как болезнь Альцгеймера", — сообщила Fox News Digital старший автор исследования Айрис Шай, адъюнкт-профессор диетологии Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т.Х. Чана.

"Это ранний признак того, что питание может влиять на биологию мозга на молекулярном уровне, предлагая немедикаментозный путь для защиты когнитивных функций по мере старения".
Шай сказала, что исследователи "хотели проверить, может ли улучшенная, более растительная средиземноморская диета, богатая натуральными полифенолами и с низким содержанием красного и переработанного мяса, фактически замедлить биологическое старение мозга".
"Зеленая" средиземноморская диета включала больше полифенолов — растительных соединений, которые помогают бороться с воспалением и защищают клетки, и содержатся в таких продуктах, как орехи, оливковое масло, красное вино, чай, фрукты и овощи.
Вторая группа участников придерживалась традиционной средиземноморской диеты, богатой овощами, с заменой красного мяса на птицу и рыбу, а другая группа следовала стандартным рекомендациям по здоровому питанию.

Шай сказала, что антиоксидантные соединения EGCG зеленого чая, наряду с полезными жирами и полифенолами в грецких орехах, вероятно, стали движущей силой изменений, а Манкай добавил поддержку через кишечно-мозговые и метаболические pathways.
Хотя Манкай найти сложнее, зеленый чай и грецкие орехи показали наибольшую пользу, что позволяет предположить, что большинство людей могут получить сопоставимую пользу, сосредоточившись только на них, даже без специальных ингредиентов.
Манкай привлек внимание исследователей, потому что он обладает необычно плотным питательным профилем. Это полноценный растительный белок и содержит легкоусвояемые витамин B12 и железо.
Предыдущие исследования той же команды связывали Манкай с лучшим контролем уровня сахара в крови, улучшенным метаболизмом и здоровьем кишечника, а также снижением воспаления — все это факторы, которые могут влиять на функцию мозга и когнитивные способности.
"Когда мы разрабатывали зеленую Средиземноморскую диету, мы намеренно искали новый вид зелени — что-то незнакомое западному микробиому кишечника", — сказала Шай. "Введение этого нового растения, первоначально с Дальнего Востока, вероятно, вызвало более сильный микробный и метаболический ответ, чем мы изначально ожидали".
Выводы основаны на 18-месячном испытании DIRECT PLUS, одном из самых длительных исследований о диете и здоровье мозга.
Большинство участников были мужчинами с ожирением или проблемами холестерина, поэтому необходимо больше исследований, чтобы выяснить, применимы ли результаты к женщинам и более здоровым группам населения. Тем не менее, данные дополняют растущие доказательства того, что употребление большего количества растений и меньшего количества красного и переработанного мяса может помочь замедлить старение мозга.

Исследователи надеются, что будущие анализы крови смогут использовать такие белки, как Галэктин-9, для выявления ранних рисков для мозга.
Однако они предупреждают, что выводы также являются предварительными и не доказывают, что диета предотвращает болезнь Альцгеймера или снижение когнитивных функций.
"Основываясь на этом исследовании, правдоподобно, что зеленый чай и Манкай могут снижать маркеры, связанные с нейродегенерацией, но нам все еще нужно больше клинических исследований на людях, которые измеряют реальные когнитивные результаты", — сказала Дженни Финке, диетолог по метаболическому здоровью из Коннектикута и владелица The Metabolic Dietitian. Она не участвовала в новом исследовании.
"Зеленый чай обеспечивает антиоксидантами, а грецкие орехи предлагают полезные жиры, включая омега-3 жирные кислоты — и то, и другое можно включить в перекус в середине утра или во второй половине дня, чтобы поддержать метаболическое здоровье и получить противовоспалительные benefits", — сообщила Финке Fox News Digital.
Она также рекомендовала ограничить потребление красного мяса не более чем двумя разами в неделю.
"Хотя эти корректировки не изменят мозг полностью за одну неделю, со временем они могут поддержать общее здоровье мозга как часть сбалансированной диеты", — добавила она.

Дейрдре Бардольф — писательница о стиле жизни в Fox News Digital.
