Германия находится на пути экономического самоуничтожения: Чарльз Пейн
ФРАНЦИЯ - На протяжении десятилетий после Второй мировой войны Германия стала индустриальным двигателем Европы. Так оставалось до двух лет назад. Затем ее экономика пришла в упадок и после этого впала в спячку.
Некогда самый динамичный из всех в Европе, он достиг своего пика в третьем квартале 2022 года с объемом производства с поправкой на инфляцию в 954 миллиарда долларов за трехмесячный период. «Экономика Германии больна», — говорит Элиас Хаддад, старший рыночный стратег компании Brown Brother Harriman в Лондоне.
Проблема состоит в двух основных экономических проблемах. Во-первых, это долгосрочная зависимость Германии от дешевой энергии (нефти и природного газа) из России, которая когда-то питала ее промышленный центр. Когда русские вторглись на Украину и Запад санкционировал импорт российских энергоносителей, в энергетической структуре Германии мало что осталось.
«Она уже закрыла многие из своих атомных электростанций, а затем закрыла остальные в 2022 и 2023 годах», — говорит Даниэль Лакаль, главный экономист мадридской инвестиционной компании Tressis. «Много раз мы слышим о Германии как о стране, которая очень логична и организована, но это было сделано в разгар полномасштабного энергетического кризиса».
Результат нехватки дешевой энергии перевернул производственный сектор, который находится в состоянии спада с середины 2022 года, согласно данным производственного PMI HCOB, который измеряет состояние сектора.
Помимо энергетической проблемы, экспорт Германии теперь находится в прямой конкуренции с Китаем. «Китай конкурирует за капитальные и инвестиционные товары, которые производит Германия», — говорит Феликс Хюфнер, главный немецкий экономист инвестиционного банка UBS во Франкфурте. «Это означает уменьшение экспорта в Китай и усиление конкуренции на третьих рынках». Особенно это касается продажи автомобилей. И, конечно же, любая крупномасштабная конкуренция в этой области наносит ущерб экспортной экономике Германии.
Как будто энергетическая проблема и конкуренция с Китаем не являются достаточно серьезными проблемами, Хюфнер также отмечает, что немецкая экономика столкнется с другими препятствиями. В частности, страна сталкивается с финансовыми трудностями из-за правил и законов, принятых после 2009 года и ограничивающих дефицит государственного бюджета. С 2020 года в стране годовой параллельный дефицит достигает 4,3% ВВП.
Долговой тормоз призван предотвратить структурную задолженность страны, и теперь правительству необходимо затянуть финансовый пояс. «По нашим оценкам, ужесточение налогово-бюджетной политики составляет 20% роста в год», — говорит Хюфнер. «Для экономики в новом нормальном состоянии потенциальные темпы роста Германии, вероятно, составляют от 0,7 до 0,8% в год». Это относительно мало для страны по историческим меркам.
Хотя экономика кажется застрявшей, в последнее время в политической ситуации наблюдаются некоторые потрясения, которые могут также нанести ущерб бизнесу. Ранее в этом месяце канцлер Германии Олаф Шольц уволил главу финансов Кристиана Линдера. Этот шаг поставил трехпартийную коалицию в затруднительное положение, и теперь выборы назначены на 23 февраля 2025 года.
«Нет никакой гарантии, что это будет особенно стабильная двух- или трехпартийная коалиция», - говорит Ян Техау, директор Europe Group Eurasia Group в Берлине. «Есть большая вероятность, что мы снова получим еще одно шаткое правительство».
Генеральный директор Tesla Илон Маск, отвечая на X, назвал Шольца дураком, сказав по-немецки: «Olaf ist ein Narr».
Маск, которого некоторые считают ближайшим советником избранного президента Дональда Трампа, помогает формировать меньшее правительство и свободные рынки.
Наконец, существует угроза введения общих тарифов США по всему миру, включая Германию, когда Трамп вступит в должность ближе к концу января. Это вызывает особую тревогу, поскольку США являются крупнейшим торговым партнером Германии, на долю которого в 2022 году придется 9,5% от общего объема, показывают данные.
Один фактор, который остается неясным, заключается в том, являются ли призывы к введению тарифов просто переговорной тактикой или же они задуманы как политическое обещание. «Очень трудно предугадать, что сделает Трамп», — говорит Лео Баринку, старший экономист Oxford Economics в Париже. «Если будут сделаны самые экстремально сумасшедшие вещи, это будет очень плохо», — говорит он.
Однако ограниченные тарифы на отдельные товары, такие как автомобили, химикаты и сельскохозяйственная продукция, возможно, не станут большой проблемой, говорит Баринку. Рост доллара и, следовательно, падение курса евро компенсируют часть ущерба, причиненного пошлинами. «На макроуровне влияние будет ограниченным», — говорит он.
iShares MSCI Germany ETF
Несмотря на проблемы в стране, фондовый рынок Германии в этом году вырос на 13%, согласно данным iShares MSCI Germany ETF.