
Замена обычной газировки на диетическую версию может быть не полезнее для печени, предполагает новое исследование.
Изучение данных UK Biobank показало, что как сахаросодержащие напитки, так и напитки с искусственными подсластителями, даже с пометкой «ноль сахара», связаны с более высоким риском заболевания печени.
Результаты были представлены на этой неделе на Неделе единой европейской гастроэнтерологии (United European Gastroenterology Week) в Берлине, Германия.
В исследовании в течение более 10 лет наблюдали за более чем 120 000 взрослых. Ни у одного из них не было заболеваний печени на момент начала исследования.
Со временем ученые отслеживали, что пили участники, а также оценивали состояние их печени.

У людей, которые пили много сахаросодержащих напитков (SSB) — таких как газировка, сладкий чай или энергетические напитки, — риск развития серьезного заболевания печени, называемого метаболической дисфункцией-ассоциированной стеатозной болезнью печени (MASLD), также известной как неалкогольная жировая болезнь печени, был примерно на 50% выше.
«SSB давно находятся под пристальным вниманием, в то время как их диетические альтернативы часто считаются более здоровым выбором», — заявила в пресс-релизе ведущий автор Лихе Лю, аспирант кафедры гастроэнтерологии Первой дочерней больницы Университета Сучжоу в Сучжоу, Китай.
Однако у тех, кто пил диетические напитки — напитки с низким содержанием сахара или без сахара (или LNSSB), — риск заболевания печени был еще выше, около 60%.
Это implies, что переход с обычной газировки на диетическую не защитил их печень — и, возможно, даже усугубил ситуацию.

Исследование также показало, что люди, регулярно употреблявшие напитки с искусственными подсластителями, с большей вероятностью умирали от причин, связанных с печенью.
«Наше исследование показывает, что LNSSB на самом деле были связаны с более высоким риском MASLD, даже при умеренном потреблении, например, одной банки в день», — сказала Лю.
«Эти выводы ставят под сомнение распространенное мнение о том, что эти напитки безвредны, и подчеркивают необходимость пересмотреть их роль в питании и здоровье печени», — добавила она.
Что касается того, почему напитки с нулевым содержанием сахара могут быть вредны, ученые считают, что это может быть связано с тем, как искусственные подсластители влияют на организм.
Было показано, что они, например, изменяют кишечную микробиоту, усиливают тягу к сладкому и нарушают сигналы голода и сытости в мозге.
Некоторые исследования даже предполагают, что они все еще могут вызывать всплески инсулина, что обычно связывают с сахаром.

Лю сказала, что самый безопасный подход — ограничить как сахаросодержащие, так и напитки с искусственными подсластителями.
Замена сладкой или диетической газировки на воду показала снижение риска заболевания печени на целых 15%, в то время как замена одного типа напитков на другой не привела к снижению риска.
«Вода остается лучшим выбором, поскольку она снимает метаболическую нагрузку и предотвращает накопление жира в печени, одновременно увлажняя организм», — отметила исследователь.
Заболевания печени уже являются одной из самых быстрорастущих проблем здравоохранения в мире, поражая примерно 4,5 миллиона взрослых в США, согласно данным CDC.
Поскольку полное исследование еще не было опубликовано в рецензируемом журнале, потенциальные ограничения исследования не были доступны.
Некоторые эксперты, однако, указали, что данные о потреблении напитков были самоотчетными и могут содержать неточности. Наблюдательное исследование также выявляет связь, но не доказывает, что напитки вызвали проблемы с печенью.
Fox News Digital связались с Американской ассоциацией напитков и исследователями с просьбой прокомментировать.
Хлои Куилл — ассистент по производству статей о стиле жизни в Fox News Digital. Она и команда по стилю жизни освещают ряд тем, включая еду и напитки, путешествия и здоровье.
