Новое исследование в Mass General Brigham связало более высокое потребление ультраобработанных продуктов — которые в основном включают готовые к употреблению продукты с высоким уровнем сахара, соли, насыщенных жиров и пищевых добавок — с более высокими показателями предшественников колоректального рака с ранним началом.
Исследователи проанализировали данные за более чем два десятилетия о диетах и результатах эндоскопии почти 30 000 женщин, родившихся между 1947 и 1964 годами, согласно пресс-релизу.
Все женщины — участвовавшие в Исследовании здоровья медсестер II — прошли как минимум две нижние эндоскопии до достижения ими 50 лет.
Они заполняли вопросники о питании каждые четыре года, касающиеся потребления ультраобработанных продуктов.

У тех, кто сообщал о наибольшем потреблении ультраобработанных продуктов (в среднем 10 порций в день), был обнаружен на 45% более высокий риск развития аденом по сравнению с теми, кто потреблял наименьшее количество (три порции в день).
Аденомы — это разрастания в слизистой оболочке толстой или прямой кишки. Хотя они являются доброкачественными (не раковыми), они считаются предраковым типом полипов и могут быть ранним предупреждающим признаком будущего колоректального рака.
Результаты исследования были опубликованы в JAMA Oncology.
«Наши выводы подтверждают важность сокращения потребления ультраобработанных продуктов как стратегии для снижения растущего бремени колоректального рака с ранним началом», — сказал старший автор Эндрю Чан, доктор медицинских наук, руководитель Отдела клинической и трансляционной эпидемиологии и гастроэнтеролог в Онкологическом институте Mass General Brigham, в пресс-релизе.
«Повышенный риск кажется довольно линейным, то есть чем больше ультраобработанных продуктов вы едите, тем больше потенциальная вероятность того, что это может привести к полипам толстой кишки».

В то время как предыдущие исследования связывали ультраобработанные продукты и колоректальный рак в целом, это первое исследование, связывающее ультраобработанные продукты с формой заболевания с ранним началом, согласно исследователям.
«Одной из сильных сторон нашего исследования было то, что у нас была подробная информация о других факторах риска колоректального рака у участниц, таких как индекс массы тела, диабет 2-го типа и низкое потребление клетчатки», — сказал Чан. «Даже после учета всех этих других факторов риска связь с ультраобработанными продуктами все еще сохранялась».
Исследователи отметили, что другие факторы также могут способствовать увеличению числа случаев колоректального рака с ранним началом, и некоторые ультраобработанные продукты более вредны, чем другие.
«Диета — не полное объяснение тому, почему мы наблюдаем эту тенденцию — мы видим многих людей в нашей клинике с раком толстой кишки с ранним началом, которые питаются очень здоровой пищей», — сказал Чан.
«Выявление других факторов риска колоректального рака с ранним началом — одно из направлений работы, которую мы возглавляем здесь, в Онкологическом институте Mass General Brigham».
Доктор Марк Сигел, старший медицинский аналитик Fox News, отметил, что исследование является обсервационным — и, следовательно, не может доказать причинно-следственную связь — но оно «очень интересное, потому что согласуется с тем, что становится все яснее и яснее об этих препаратах».

«А именно, они являются системными противовоспалительными средствами, которые преодолевают инсулинорезистентность и улучшают метаболическую функцию», — сказал Сигел, не участвовавший в исследовании, Fox News Digital.
«Именно расстройство метаболизма, особенно сопровождаемое воспалительными химическими веществами, может формировать предшественников рака, включая рак толстой кишки».
Врач сказал, что считает, что дальнейшие исследования подтвердят, что агонисты GLP-1 могут снизить риск различных видов рака.
«Одна оговорка – это может подойти не всем», — сказал Сигел.
«Замедленное опорожнение желудка, которое сопровождает прием этих препаратов, может быть канцерогенным фактором у некоторых пациентов, возможно, с воспалительным заболеванием кишечника».
Исследование было частично профинансировано Cancer Research UK, Национальными институтами здравоохранения/Национальным институтом рака и Американским онкологическим обществом.
В США колоректальный рак является третьим по распространенности видом рака и второй по значимости причиной смерти от рака. В 2025 году ожидается около 154 000 новых случаев и примерно 52 900 смертей.
Мелисса Руди — старший редактор по вопросам здоровья и член команды по стилю жизни в Fox News Digital. Советы по историям можно отправлять по адресу melissa.rudy@fox.com.
