
Некоторые переработанные растительные и семенные масла — те, что содержатся в повседневных продуктах, таких как маргарин и выпечка — могут быть не так вредны для сердца, как считалось ранее, предполагает новое исследование.
После тщательно контролируемого шестинедельного испытания с участием 47 здоровых взрослых исследователи из Королевского колледжа Лондона и Маастрихтского университета в Нидерландах заявили, что не обнаружили существенных различий в маркерах здоровья, когда участники ели кексы и спреды, приготовленные либо из богатых пальмовым маслом, либо из полностью гидрогенизированных "интерэтерифицированных" (IE) жиров из семенных масел.
Проверив уровень холестерина, сахара в крови, жира в печени и воспаления у участников, ученые обнаружили, что уровень холестерина и другие показатели здоровья сердца оставались примерно одинаковыми для обоих типов жиров.
Краткосрочные результаты, опубликованные в American Journal of Clinical Nutrition, позволяют предположить, что два переработанных масла оказывают схожее воздействие на здоровых людей.
Растительные масла можно модифицировать для создания IE-жиров, которые ведут себя как сливочное масло или сало, придавая спредам насыщенную текстуру без использования ныне запрещенных трансжиров, повышающих риск сердечных заболеваний. Эти жиры обычно указываются на этикетках как «растительное масло» или «пальмовое масло».

«Результаты позволяют предположить, что типы IE-жиров, обычно используемые пищевой промышленностью, могут быть включены в состав здорового, сбалансированного питания», — сообщила Fox News Digital Венди Холл, профессор диетологии Королевского колледжа Лондона и ведущий автор исследования.
«Это исследование подчеркивает, что не все методы промышленной обработки изначально вредны, что часто подразумевается в преобладающих дискуссиях о ультраобработанных продуктах», — сказала она.
«Пищевая обработка иногда может использоваться для повышения безопасности или питательной ценности, — добавила она, — например, замена трансжиров или натуральных жиров с высоким содержанием насыщенных жирных кислот более безопасными альтернативами, такими как IE-жиры, для определенных видов продуктов, которые требуют твердых жиров».
Ключ в том, чтобы смотреть на пищевой профиль, а не только на технологию обработки, сказала она.
Однако исследование было краткосрочным и involved только здоровых людей.
«Шести недель достаточно, чтобы обнаружить краткосрочные изменения уровня холестерина», — сказала Холл. — Но для оценки риска сердечных заболеваний необходимы более долгосрочные исследования».
Эксперты говорят, что необходимы более длительные исследования, чтобы увидеть, как эти жиры влияют на риск сердечных заболеваний в долгосрочной перспективе.

Доктор Стивен Голдберг, главный медицинский директор HealthTrackRx в Техасе, отметил, что это одно из первых хорошо контролируемых исследований на людях, сравнивающих два распространенных IE-жира.
«Это испытание предоставляет доказательства того, что эти жиры-заменители при использовании в реалистичных количествах метаболически нейтральны… что согласуется с предыдущими выводами о том, что стеариновая кислота относительно нейтральна в отношении холестерина», — сообщил он Fox News Digital.
«В отличие от трансжиров, которые негативно изменяют соотношение ЛПНП/ЛПВП, IE-жиры содержат те же жирные кислоты, что и натуральные жиры — пальмитиновую, стеариновую, олеиновую — но в других структурных позициях», — добавил Голдберг. — «Эта структура влияет на пищеварение и метаболизм, но, по-видимому, не имеет такого же пагубного сердечно-сосудистого профиля».
Тем не менее, к трактовке «безопасно» следует относиться осторожно, посоветовал он.
«Шестинедельный срок этого исследования недостаточен для определения долгосрочных эффектов, особенно среди групп повышенного риска», — добавил он.
«Как и в случае со всеми насыщенными жирами, умеренность в рамках общего рациона, богатого ненасыщенными маслами, фруктами, овощами и цельнозерновыми продуктами, остается разумной. Это исследование предполагает, что обработка сама по себе не является вредной — важно то, каков биохимический результат».

Доктор Сэм Сетаре, директор отделения кардиологии и сердечно-сосудистой деятельности Института кардиологии и долголетия в Беверли-Хиллз, сказал, что результаты обнадеживают — особенно учитывая, что IE-жиры широко используются в качестве замены трансжирам и не были тщательно изучены на людях. Но он согласился, что к выводам все же следует относиться с осторожностью.
«Слишком рано называть эти жиры "полезными для сердца"», — сообщил Fox News Digital Сетаре.
Однако это ставит под сомнение давнее предположение, что все переработанные жиры изначально вредны для здоровья сердечно-сосудистой системы, сказал он.
«Результаты позволяют предположить, что не все переработанные жиры метаболически эквивалентны, и замена трансжиров определенными IE-жирами может быть разумным переходом, особенно при умеренном использовании в контексте общего здорового питания».
Предыдущие исследования показали неоднозначные результаты относительно IE-жиров. Исследования на животных и младенцах, опубликованные в Nutrition Research Reviews, позволяют предположить, что способ структурирования этих жиров может влиять на то, как организм их переваривает и перерабатывает холестерин, в то время как исследования на взрослых показали противоречивые результаты, которые, по-видимому, зависят от типа жира и того, сколько его потребляют люди.
Исследование было частично профинансировано Малайзийским советом по пальмовому маслу, но авторы заявили, что оно проводилось независимо и прошло стандартный процесс рецензирования.
Дейрдре Бардольф — писательница о стиле жизни в Fox News Digital.
