
Врач семейной и неотложной медицины доктор Джанетт Нешейват обсуждает вред чрезмерного потребления сахара после того, как министр здравоохранения и социальных служб Р.Ф.К. младший усомнился в безопасности сладких напитков в крупных кофейных сетях.
Новое исследование показывает, что избыток сладких напитков может конкретно приводить к более высокому риску тревожности среди подростков.
В метаанализе, опубликованном в Journal of Human Nutrition and Dietetics, исследователи из Великобритании рассмотрели различные исследования с 2000 по 2025 год.
Они изучили связь между употреблением подслащённых сахаром напитков — таких как газировка, энергетические напитки, подслащённые соки, чаи и кофе — и тревожными расстройствами у подростков в возрасте от 10 до 19 лет.
У подростков с более высоким потреблением сладких напитков был обнаружен примерно на 34% больший риск наличия тревожного расстройства по сравнению с теми, кто пил их меньше.
Семь из девяти исследований, проанализированных учёными, показали значительную положительную связь между потреблением сладких напитков и симптомами тревоги.

У подростков, которые пили больше подслащённых сахаром напитков, был обнаружен примерно на 34% более высокий шанс иметь тревожное расстройство. (iStock)
«В связи с растущей озабоченностью по поводу питания подростков большинство инициатив общественного здравоохранения делали акцент на физических последствиях нездоровых пищевых привычек, таких как ожирение и диабет 2-го типа», — прокомментировала в пресс-релизе соавтор исследования доктор Хлоя Кейси, преподаватель диетологии в Университете Борнмута (Великобритания).
«Однако влияние питания на психическое здоровье, в сравнении, изучено недостаточно, особенно в отношении напитков, которые богаты энергией, но бедны питательными веществами».
Исследование было основано на наблюдательных данных, которые не доказывают, что употребление сладких напитков напрямую вызывает тревогу. Также нет чёткого указания на то, вызывают ли сладкие напитки тревогу или же тревожные подростки более склонны их пить.

Исследование не подтверждает прямую причину, но показывает сильную связь между сладкими напитками и тревогой. (iStock)
«Хотя мы, возможно, не можем на данном этапе подтвердить, что является прямой причиной, это исследование выявило нездоровую связь между потреблением сладких напитков и тревожными расстройствами у молодых людей», — сказала Кейси.
«Тревожные расстройства в подростковом возрасте резко возросли в последние годы, поэтому важно определить привычки образа жизни, которые можно изменить, чтобы снизить риск продолжения этой тенденции».
Согласно данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, около 11% американских детей в возрасте от 3 до 17 лет имели диагноз тревожности в период с 2022 по 2023 год.
«Проблемы с тревогой, поведенческие расстройства и депрессия являются наиболее часто диагностируемыми психическими расстройствами у детей», — говорится на сайте ведомства.

Около 11% американских детей в возрасте от 3 до 17 лет имеют диагностированную тревожность, согласно данным CDC. (iStock)
«Хотя важно отметить, что это исследование показывает корреляцию, а не причинно-следственную связь, я не сомневаюсь, что более тщательно спланированное исследование показало бы те же результаты», — сообщила Fox News Digital диетолог-нутрициолог Илана Мульштейн из Лос-Анджелеса.
«Газировка, она же жидкий сахар — без клетчатки, белка или жира, которые замедляют всасывание, — наводняет кровоток быстрее, чем почти любой другой тип еды или питья», — сказала Мульштейн, не участвовавшая в исследовании.
«Поджелудочная железа пытается отреагировать, инсулин резко повышается, уровень сахара в крови падает, и вы остаётесь в состоянии дефицита дофамина, которое выглядит и ощущается точно как тревога», — продолжила она. «Чем резче скачок, тем глубже падение».
В своей собственной практике Мульштейн обнаружила, что подростки потребляют меньше газировки и больше латте на овсяном молоке, кофейных напитков, «нагруженных» сиропом, слаши и спортивных напитков.

Сладкие напитки — это «жидкие конфеты» для организма, сказал один диетолог. (iStock)
Чрезмерные скачки сахара в крови также могут влиять на вес, акне, качество сна и эмоциональную регуляцию, поделилась она, независимо от уровня кофеина.
«То, что пьют эти дети, имеет огромное значение для их физического и эмоционального состояния, а кофеин поверх нестабильного уровня сахара в крови только усугубляет ситуацию», — предупредила Мульштейн.
Серена Пун, сертифицированный диетолог, эксперт по долголетию и основатель Wholistic Lifestyle Medicine в Лос-Анджелесе, отметила, что еда и напитки — «не просто топливо».
«Они предоставляют информацию телу и мозгу», — сообщила эксперт, также не принимавшая участия в исследовании, Fox News Digital. «То, что подростки пьют регулярно, может влиять на уровень энергии, стабильность настроения и даже на то, как нервная система реагирует на стресс».

Один эксперт посоветовал родителям поощрять больше баланса в питании и привычках образа жизни своих детей. (iStock)
«Сильно подслащённые напитки могут создавать быстрые всплески энергии с последующим спадом, а когда в смесь добавляется кофеин, это может усиливать стрессовые реакции в организме».
Пун посоветовала родителям поощрять своих детей сокращать частоту употребления сладких напитков и поддерживать водный баланс с помощью воды, травяных чаёв или газированной воды для более стабильного уровня энергии.
Приёмы пищи также должны быть сбалансированы клетчаткой, полезными жирами и белками для стабилизации уровня сахара в крови, что может влиять на настроение и концентрацию.
«Подростковый возраст — это критическое окно для развития мозга, поэтому поддержка подростков сбалансированным питанием, стабильным уровнем энергии и адекватной гидратацией может помочь поддержать как физическое, так и эмоциональное благополучие», — добавила Пун.
Fox News Digital обратилась за комментарием к Американской ассоциации напитков и Университету Борнмута.
Анджелика Стабиле — репортёр по образу жизни для Fox News Digital.
