Иран и Венесуэла пытаются сплотить нефтяной альянс, который, по словам шести человек, знакомых с этим вопросом, начал давать трещину в прошлом году, после того как южноамериканская страна отстала от нефтяных свопов, которые увеличили экспорт сырой нефти и помогли справиться с внутренней нехваткой топлива.
Ожидаемое в апреле возвращение санкций США в отношении нефтяной промышленности Венесуэлы сделает иранский альянс критически важным для сохранения на плаву отстающего энергетического сектора. В прошлом году Вашингтон временно ослабил санкции в отношении обещания Венесуэлы разрешить конкурентные президентские выборы, чего не произошло.
Ситуация становится все более тяжелой. Анализ данных о перевозках и документов венесуэльской нефтяной компании PDVSA показывает, что Венесуэла отстает в платежах Ирану, и этот дефицит усугубился, когда США начали выдавать лицензии в конце 2022 года. Эти разрешения побудили государственную фирму перераспределить грузы, первоначально запланированные для Ирана. клиентам, осуществляющим оплату наличными.
Чтобы спасти партнерство, Венесуэла спешит выполнить условия трехлетнего альянса, в рамках которого были заключены нефтяные свопы и контракты на сотни миллионов долларов. Страна пытается погасить непогашенную задолженность за счет ускорения поставок тяжелой нефти и топлива в Иран.
Венесуэла также стремится пересмотреть десятки незавершенных проектов - от сельского хозяйства до автомобилестроения - до того, как президент Ирана Эбрагим Раиси посетит Каракас в ближайшие месяцы, говорят источники.
Две предыдущие иранские делегации, посетившие Венесуэлу с середины 2023 года, уехали без каких-либо существенных соглашений, пообещав, что Венесуэла догонит платежи.
«Несмотря на трудности, особенно в плане платежей со стороны Венесуэлы, обе страны по-прежнему полны решимости укреплять свои отношения и укреплять энергетическое партнерство перед лицом американского давления», - заявил высокопоставленный иранский чиновник.
Министр нефти Венесуэлы Педро Теллечеа в феврале признал разрыв отношений, заявив, что в этом году PDVSA проведет собственное техническое обслуживание нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, что является ключевой частью 20-летнего соглашения с Ираном.
«Мы завершаем программы технического обслуживания вместе с нашими работниками», — сказал он на брифинге на заводе по распределению топлива в центральном штате Карабобо.
Эта отечественная работа последовала за завершением иранскими специалистами капитального ремонта стоимостью 110 миллионов евро на самом маленьком нефтеперерабатывающем заводе Венесуэлы, который должен был быть повторен в прошлом году на крупнейшем нефтеперерабатывающем комплексе страны в Парагуане. Это позволило бы привлечь столь необходимое новое технологическое оборудование из Ирана и Китая для замены устаревшего оборудования, произведенного в США.
Министерства иностранных дел Венесуэлы и Ирана, а также PDVSA не ответили на запросы о подробностях состояния отношений между странами.
Наличные вместо нефтяных свопов
Министр Теллечеа также заявил в прошлом месяце, что PDVSA научилась справляться с санкциями США и лучше подготовлена к любому сценарию благодаря стабильному количеству квалифицированных рабочих и улучшенным операционным объектам.
Нехватка судов у PDVSA, частые отключения электроэнергии на экспортных терминалах и низкое качество сырой нефти привели к тому, что Венесуэла с трудом выполнила свою часть сделки с Ираном в запланированных темпах. В последнее время ослабление санкций США все чаще приводит к тому, что Каракас отдает приоритет продаже своей нефти другим странам, сокращая свои свопы с Ираном.
Первоначальное соглашение от 2021 года требовало от PDVSA поставлять иранским госкомпаниям не менее двух баррелей нефти за каждый полученный. Согласно анализу отгрузочных документов PDVSA, в мае прошлого года Иран прекратил отправку грузов в Венесуэлу после того, как PDVSA отстала. С тех пор Каракас обязался отправлять в Иран как минимум один груз в месяц, чтобы сократить дефицит.
Поставки иранской сырой нефти и конденсата в Венесуэлу в период с 2022 по 2023 год упали на 44% до примерно 41 300 баррелей в сутки (баррелей в сутки), в то время как поставки нефти и топлива из Венесуэлы в Иран, которые должны были быть в два раза больше, чем они получали, сократились. увеличилась на 56% до 39 400 баррелей в сутки, согласно обзору Reuters документов PDVSA с подробным описанием грузов с середины 2021 года по февраль 2024 года. вопросы инфраструктуры и выполнять обязательства по поставкам перед всеми своими клиентами.
Со второй половины прошлого года PDVSA медленно амортизирует долг, доставляя одну крупную партию тяжелой нефти в месяц. Но Иран не возобновил поставки, что вынудило государственную компанию искать другие источники нефти, включая Россию, как показывают данные о поставках и документы PDVSA.
Соглашение между Венесуэлой и Ираном также предусматривало передачу иранскому государственному нефтеперерабатывающему заводу NIORDC ответственности за реконструкцию огромного нефтеперерабатывающего центра в Парагуане мощностью 955 000 баррелей в день, который будет включать обучение рабочих в Иране, а также строительство временного жилья для Иранские специалисты в Венесуэле и совместное планирование бюджета на импорт оборудования.
Но проект так и не продвинулся дальше начальных этапов, поскольку недостаточная платежеспособность PDVSA и глубокое ухудшение инфраструктуры, выявленное в ходе проверок, создали новые препятствия для преодоления и без того ослабленных отношений. В настоящее время PDVSA рассматривает возможность проведения ремонта нефтеперерабатывающего завода другими компаниями, в том числе из Бразилии, оставляя запланированный капитальный ремонт под руководством NIORDC в ящике стола, сообщили два источника.
В NIORDC данную информацию не прокомментировали.
Сотрудничество прервано
Соглашение между Ираном и Венесуэлой предусматривало объем торговли и инвестиций с 2022 года в размере до 25 миллиардов долларов США в ключевых областях для обеих стран.
Несмотря на то, что в последние месяцы высокопоставленные чиновники путешествовали, пытаясь оживить совместный бизнес, общая стоимость текущего бизнеса составляет менее 10 миллиардов долларов, сообщил один из источников.
«Мы потеряли время», - сказал другой источник, ссылаясь на проведенную в октябре проверку, показавшую задержку на 168 дней в ключевых проектах с участием 18 компаний, которые еще не завершены.
«Пересмотры, которые сейчас вносят стороны, обязательны», — сказал этот человек, имея в виду инспекции проектов венесуэльскими и иранскими рабочими и чиновниками перед визитом иранского президента.
"Все, что связано с Ираном, померкло. Мы видим только компании, которым США разрешено вести бизнес в Венесуэле. Некоторые импортные запчасти поступают, но они американские", - сказал работник нефтеперерабатывающего завода.